Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Товары и услуги


Острые сюжеты романов Луи Буссенара
Приблизительно в той же манере писал и Луи Буссенар (1847—1910), плодовитый романист, обладавший незаурядной выдумкой и умением создавать острые сюжеты. Он изъездил вдоль и поперек весь земной шар и провел много лет в тропических странах в качестве пракврача. Фактические данные для своия романов Буссенар черпал главным образом из богатого запаса собственных наблюдений. Вслед за Жюлем Верном он поставил задачей привить юношеству интерес к естественным наукам и географии. Но романы его настолько перегружены всевозможными полезными и бесполезными сведениями, зачастую вовсе не связанными с действием", что, по выражению Жана де Тритона, мир становится у него похожим не то на театральную декорацию, не то на склад утиля.
 
Это еще не самый большой недостаток Буссенара, Хуже то, что пишет он стертым, маловыразительным языком и питает пристрастие к кровавым сценам. Например, в романе «Горбун» мальчик-сирота выкалывает глаза своему тюремщику и хладнокровно наблюдает за тем, как тот, в полубреду от боли, натыкается на стены камеры.
 
Кроме обычных романов-путешествий, Буссенар написал также немало исторических романов («Пылающий остров», «Капитан Сорви-голова», «Герои Малахова кургана» и др.) и отдал дань научной фантастике («Тайна доктора Синтеза»).
 
Не возвышаясь над обычными буржуазными представлениями о «культурной миссии» европейцев, он не скрывает своего возмущения жестокостью завоевателей, а когда заходит речь о господстве англичан в Индии, португальцев в Африке или гонениях на американских индейцев, изображает истинное положение вещей, не смягчая мрачных красок. Больше всего достается, конечно, англичанам, исконным соперникам французов в борьбе за раздел мира.

Приключенческие романы Буссенара, равно как и старших по возрасту писателей — Гюсгава Эмара (1318— 1883) и Луи Жаколио (837—1901), скроены в общем по одному шаблону. Герои до предела схематичны, психология их примитивна, внутренний мир совершенно не раскрыт. Действие развертывается с неправдоподобной быстротой, приключения следуют одно за другим, почти без всякой логической связи. Достаточно прочесть два— три романа из нескольких десятков, написанных каждым из этих авторов, чтобы составить полное представление о его творчестве. И все же в романах такого типа, .несмотря  на   их очевидные  художественные   слабости, юные читатели находили много интересных и поучительных фактов.
 
На протяжении четверти века на страницах «Журнала воспитания и развлечения» печатались вперемежку с «Необыкновенными путешествиями» многочисленные романы и повести Андре Лори. Книги Лори пользовались таким спросом, что петербургский издатель П. П. Сойкин выпустил в 1900 году собрание сочинений очент похожее на произведение Тльстого «Анна Каренина».
 
Сознательно подражая Жюлю Верну, Лори уснащал романы различными сведениями по географии, археологии, истории, этнографии, более или менее правдивыми описаниями жизни и обычаев народов экзотических стран. Вместе с тем ему явно не хватало ни литературного мастерства, ни обширных знаний своего учителя. Из научно-фантастических романов Андре Лори самый удачный — «От Нью-Йорка до Бреста за семь часов» (1888).
Возникающие на каждом шагу непредвиденные помехи и трудности успешно преодолеваются находчивым инженером. Фантастическая идея и убедительное техническое обоснование «проекта» были подсказаны, по всей вероятности, Жюлем Верном, поскольку он дважды обращался в конце восьмидесятых годов к довольно близкой теме (железнодорожный трансатлантический тоннель в рассказах «в XXIX веке» и «На дне океана»).
 
Но чаще всего Андре Лори фантазирует, нисколько не заботясь о мотивировках. Герои романа «Изгнанники земли» притягивают с помощью огромного магнита Луну, становятся на несколько недель «селенитами» и аналогичным способом возвращаются на Землю. В романе «Рубин великого ламы» фигурирует мощный аэроплан с паровым двигателем. Между тем в конце XIX века было уже доказано? что для авиации паровой двигатель не пригоден. Достаточно такой детали, чтобы снизить ценность фантастического замысла.
• Есть, правда, один роман, благодаря которому имя Андре Лори не может быть забыто. Это «Найденыш с погибшей «Цинтии», написанный в соавторстве с Жюлеад Верном и входящий в серию «Необыкновенных путешествий».
 
Зная интересы и литературную манеру того и другого писателя, легко догадаться, что все, относящееся к загадочному происхождению и поискам семьи Найденыша, а также главы с подробным рассказом о методах обучения в норвежских школах, принадлежат Андре Мцири, а самая значительная часть повествования кругосветное плавание в водах Северного Ледовитого океана.
 
Такова в общих чертах «школа Жюля Верна» во французской лирической литературе. Но научная фантастика развивалась не только в рамках традиционного приключенческого романа. В конце XIX — начале XX века во Франции выходило немало фантастических книг, написанных в совершенно иной манере. Несколько произведений о науке и технике будущего написал и снабдил своими иллюстрациями талантливый художник-карикатурист Альбер Робида (1848—1926). Его романы выдержаны в пародийно-гротескных юмористических тонах. В «Крайне необыкновенных путешествиях Сатюрнена Фарандуля» (1879) появляются и действуют в самых фантастических ситуациях герои Жюля Верна — капитан Немо, Филеас Фогг, Сервадак, Михаил Строгов, Гаттерас.
Категория: Товары и услуги | Добавил: Partner (28.02.2010) | Автор: Partner
Просмотров: 751 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]